Санкт-Петербург без свежей прессы. Возле станций метро исчезли газетные киоски

В то время как в Москве новый мэр Сергей Собянин распорядился прекратить ликвидацию киосков с печатной продукцией, в Петербурге ситуация прямо противоположная: возле станций метро газетные киоски стали исчезать.

Так, теперь у «Горьковской» просто негде купить свежую газету или журнал – ни в окрестностях станции, ни в вестибюле нет ни одной подобной «точки». «Вечёрка» попыталась разобраться, почему петербуржцев оставляют без свежей прессы.

Руководство ЗАО «Роспечать», которому принадлежал снесенный киоск у «Горьковской», отказалось давать официальный комментарий. Однако у рядовых сотрудников компании удалось узнать, что снос киосков проходит по поручению губернатора Петербурга. КУГИ отказывается продлевать договоры аренды на участки возле станций метро не только с «Роспечатью», но и с другими сетями распространения печатной продукции. Киоски возле «Гостиного двора», «Площади Ленина» и «Проспекта Большевиков» уже исчезли, а вскоре та же судьба постигнет и точки возле остальных станций, включая открывающуюся в январе следующего года станцию «Обводный канал». По словам работников «Роспечати», обращение за помощью в комитет по печати ощутимых плодов не принесло. Равноценные альтернативные точки продажи распространителям СМИ также не были предоставлены.

В КУГИ ситуацию представили в несколько ином свете. В ходе августовского губернаторского объезда выяснилось, что во многих газетных киосках продаются сопутствующие товары, имеющие мало общего со свежей прессой, – сигареты, шоколадки, украшения и так далее. В результате по каждому отдельному киоску представителями комитета по печати (где нам также не смогли оперативно прокомментировать ситуацию) и КУГИ проводилась проверка. И если по ее итогам выяснялось, что киоск распространяет товары, не относящиеся к печатной продукции, то договор аренды с его владельцем на данную точку не продлевался. Кроме того, киоски точно таким же образом убирали из исторического центра, если они не соответствовали «облику города».

Таким образом, едва ли ни единственными точками продажи прессы в окрестностях метро станут киоски в вестибюлях станций, то есть расположенные непосредственно на территории метрополитена. К слову, в них тоже можно регулярно встретить товары, не относящиеся к категории печатной продукции, в первую очередь – широкий ассортимент табачных изделий.

Председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков считает, что с торговлей прессой складывается та же ситуация, что и с любым другим видом розничной торговли в Петербурге: идет монополизация, и крупный бизнес таким образом пытается бороться с конкуренцией. Но если, по словам Третьякова, монополизация продуктовой розничной торговли-это плохо для развития бизнеса, то монополизация рынка распространения прессы вдобавок представляет серьезную угрозу для свободы слова.

Источник: ГИПП