Интервью исполнительного директора ОАО "Санкт-Петербургский газетный комплекс" Валерия Святославовича Туманова

В октябре этого года в Санкт-Петербургском газетном комплексе пройдет презентация новой машины «Orient Super». «С приобретением этого оборудования мы стали более конкурентноспособными на полиграфическом рынке, - считает директор газетного комплекса Валерий Туманов». А это значит, что у типографии появились новые возможности, новые клиенты и хорошие перспективы на будущее.
- Валерий Святославович расскажите, как создавалось предприятие.
- История Санкт-Петербургкого газетного комплекса начинает свой отсчет с 1982 года, когда решением Ленгорисполкома издательству «Лениздат» было выделено 8 гектаров земли на Ленинском проспекте для строительства нового газетного производства. Комплекс задумывался, как издательско-полиграфический центр, и был спроектирован с размахом, но деньги на строительство поступали исправно до начала перестройки. В начале 90-х годов газеты перестали быть орудием идеологической и политической борьбы, и новому комплексу была уготована участь остаться недостроем. Однако в марте 1993 года распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга создано предприятие «Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс», и начался современный этап его истории. Но до первой печати было еще далеко. Только спустя три года в ночь с 3 на 4 марта 1996 года в цехе офсетной печати были отпечатаны первые газеты. После этого машины в комплексе не останавливаются.
- На сегодняшний день Газетный комплекс также принадлежит государству?
- Газетный комплекс был, есть и будет государственным. На сегодняшний день это открытое акционерное общество со 100% государственным капиталом, его собственником является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Тем не менее, мы не финансируемся из государственного бюджета, а вынуждены зарабатывать сами.
- Но государственные заказы у Вас есть?
- Кроме «Российской газеты» и мунициапальных изданий - нет. Но и эти газеты тоже как таковой не госзаказ. Они просто финансируются из бюджета, а уже потом сами заказывают нам печать.
- Тем не менее, дает ли государственная форма собственности предприятию какие-то преимущества?
- Преимуществ никаких нет, мы только по бумагам государевы люди, а что касается экономической деятельности - отдельно взятое юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности оборудование мы взяли с лизинг, естественно с разрешения Росимущества. Теперь в течение пяти лет должны зарабатывать деньги и выплачивать лизинговые платежи.
- Ну, раз уж мы заговорили об оборудовании, расскажите о новой машине «Orient Super».
- Это рулонная офсетная печатная машина, ориентированная на печать коммерческих тиражей. Скорость печати - 30 тысяч экземпляров в час. В нашей комплектации машина состоит из семи модулей - семи башен, печатающих по схеме 4+4, и двух фальцааппаратов. При этом можно одновременно печатать 56 полос формата А3. На «Orient Super» также производится печатная продукция форматов А4 и А5. Кроме этого благодаря новой машине мы сможем печатать и гибриды. Ведь прелесть этого оборудования в том, что оно оснащено двумя ультрафиолетовыми сушками, что дает возможность работать как на газетной, так и на мелованной бумаге.
- Помимо этой машины, сколько еще работает на производстве?
- Вообще оборудованием Бог нас не обидел. Функционирует ролевая печатная машина ПОГ 168, для полноцветных изданий используется Colorman 35, листовая машина Ryobi 754.
- При таком количестве машин, насколько загружено производство?
- Тут сложно однозначно ответить. Машина, которая печает полноцвет загружена хорошо. А вот оборудование 4+1 хоть и ориентировано на миллионные тиражи, загружено хуже. Мало кому сегодня нужна черно-белая печать. Но в прайм-тайм с 10 вечера до 5 утра практически все машины заняты. При этом, специфика нашей работы такова, что нужно все делать качественно и оперативно, потому что если задержать тираж хотя бы на час, то редакция попадает на деньги по вине типографии.
- А сбои на производстве случаются?
- Ну что значит сбои? Ни для кого не секрет, что вся техника, которая крутится - имеет свойство ломаться. Другой вопрос, что руководство типографий должно делать всё, для того, чтобы такого не случалось. Зачем доводить до сбоев, когда можно вовремя проводить осмотр, менять детали. Ведь если за техникой ухаживать - то сбоев быть не должно. Но бывают и не самые счастливые исключения, у нас был серьезный сбой на производстве - в сентябре прошлого года.
- Валерий Святославович, а сколько может прослужить полиграфическое оборудование?
- Да хоть сто лет. Другой вопрос, что техника со временем устаревает, а значит, не сможет составить никакой конкуренции на полиграфическом рынке. К примеру, я знавал листовую машину, которая работала с 1850 до 1990 года. Конечно, запчасти и эксплуатация такого старого оборудования стоит недешево. Вообще любая техника устаревает ровно настолько, насколько развивается рынок. Так как рынок полиграфии не стоит на месте, а постоянно меняется, не смотря на кризис, любое оборудование рано или поздно устаревает. К примеру, когда в 80-х годах проектировали газетный комплекс, все издания были черно-белыми и выходили миллионными тиражами. А значит, и машина были приобретены соотвествующие. Что происходит сегодня всем известно.
- А на Ваш взгляд, какова вероятность того, что в будущем мы всю информацию будем черпать из Интернета?
- Помните в фильме «Москва слезам не верит» нам обещали, что исчезнут театры, кино и все затмит «одно сплошное телевидение». Прошло, наверно 50 лет, после экранизации этого фильма, а люди до сих пор ходят в театр и смотрят фильмы. Я считаю, что и газеты будут жить вечно. Конечно, их структура может в корне измениться. К примеру, сегодня на рынке все чаще используются гибриды: обложка или разворот печатается на мелованной бумаге, а внутренности на газетной.
- Что можете рассказать о клиентах типографии?
- Наш сегмент рынка - любые издания, которые печатаются на газетной бумаге совершенно разных направленостей: общеполитические, тематические, рекламные. На сегодняшний день, в газетном комплексе печатается порядка 120 изданий. Если год назад у нас издавались, как правило, ежедневные информационные газеты, то сегодня наш потфель клиентов пополнился изданиями рекламного характера, развлекательными изданиями и то, что называется «специального интереса» - тематическими: для садоводов, спортсменов, рыбаков и тому подобные. Среди известных изданий, которые у нас печатаются - «Комсомольская правда», «Российская газета», «Аргументы и факты», «Советский спорт», «Труд», «Вести», «Ведомости», «Экстра-Балт», «МК в Питере». Кроме этого среди наших заказов много районных и муниципальных газет. Ко всему прочему работаем и с изданиями других городов Северо-Западного региона.
- А на каком сырье работаете?
- Мы 90% газет выпускаем с давальческой бумагой. То есть, какое сырье привезет издание, на том и отпечатаем.
- Сегодня в полиграфическом бизнесе достаточно жесткая конкурентная борьба.
- Что касается газетной печати, то здесь в основном рынок Северо-Запада поделен между тремя крупными типографиями - «Девизом», «Курьером» и «Санкт-Петербргским газетным комплексом». В конкурентной борьбе все решают либо деньги, либо ньюнсы. Ведь у кого-то оборудование лучше, у кого-то цены пониже, у кого-то есть экспедиция, у кого-то пока нет. К тому же клиент смотрит и на то, какой менежмент у типографии, насколько оборудование загружено в прайм-тайм и так далее. Что касается рынка ежедневных газет, то, на мой взгляд, мы с «Курьером» пилим его пополам, а вот рекламные издания печатает в основном «Девиз».
- Насколько известно, вы какое-то время возглавляли типографию «МДМ-печать».
- Да, я там отработал с 1999 по 2005 года. Свою основную миссию для этого предприятия выполнил, мы построили новое помещение, переехали. Потом в 2004 году типографию продали иностранным инвесторам, я еще какое-то время с ними поработал и, в конце концов, ушел. Кстати, это была первая типография в России, которую продали иностранцам.
- Если говорить о полиграфической отрасли в целом, есть ли здесь еще незанятые ниши?
- Хороший вопрос. Но я даже если бы и знал, все равно не ответил (улыбается - Авт.). Вот как появляется свободная ниша в той или иной отрасли? Кто-то должен что-то придумать и попробовать создать. Так и с типографиями, редакции изобретают, а мы просто-напросто размножаем результаты труда издателей. Ну, к примеру, задумал кто-то выпустить журнал с позолоченными страницами и брилиантами на обложке. Если ни одна типография не возьмется за такой заказ, этот журнал никогда не выйдет, а значит, не будет такого сегмента рынка. Вот как развивался хит-сет (журнальная печать, печать на мелованных бумагах с газовой сушкой -Авт.) в России, ведь я практически у его истоков стоял. В 90-е годы печатались только черно-белые газеты. Потом рынок стал постепенно развиваться, закупили первое журнальное оборудование, в этот сегмент рынка «пришли» деньги. Появилась потребность в «лаковых» журналах, и типографии, которые готовы были их напечать, стали открываться одна за другой. И сегодня их даже больше, чем нужно. Что касается газетного рынка, то и он на сегодняшний день на Северо-Западе заполнен полностью. Вообще же за последние десять лет и газетный, и журнальный рынок очень бурно развивался, люди вкладывали деньги в оборудование. И тут вдруг кризис, соотвественно упала неоходимость в таком переизбытке журналов, газет.
- А как кризис сказался на вашем предприятии?
- Я придерживаюсь мнения, что кризис на руку газетным типографиям. Многие издатели именно в этот период с журнальной продукции перешли на газетную. Далеко за примером ходить не надо, «Mediamarkt» - рекламное издание, выпускаемое магазинами электроники, до кризиса выходило на суперкаландрорванной бумаге миллионными тиражами, сейчас печатается на газетной бумаге. А вот газет, которые перешли в электронные носители, среди наших клиентов нет. Мне кажется, что сегодня у всех более-менее известных изданий существуют свои сайты, при этом параллельно выходит и газета.
- В цепочке Издатель-Типография-Распространитель-Читатель есть слабые звенья?
- На мой взгляд, у нас в стране недостаточно развита система распространения. Самая грустная ситуация с подпиской. Попробуйте сегодня среди своих знакомых найти тех, кто подписывается на периодические издания. Утеряна культутра подписки, дискредитирована. Хотя подписка - это песня для редакции, которой фактически дают кредит на год вперед. Да и типографии это тоже выгодно, она получает гарантированный пакет заказов на год. Так распространение тормозит развитие газет, и опосредованно развитие типографий.
- Что можете сказать о своем коллективе?
- Коллектив у нас дружный и надежный. Мы работаем вместе не первый год, поэтому многое было пережито. Всего на предприятии занято около 200 человек, при этом 50 человек трудятся вне производства. Кадры, как и все типографии, мы создаем сами. Набираем людей, которые хотят работать, в данном случае очень важно желание, обучаем и ставим в смену. Мы досточно «продвинутые», как сейчас модно говорить. Например, у нас разработана система он-лайн плана. То есть в режиме реального времени, зайдя на сайт в сети интернет, каждый сотрудник имеет возможность посмотреть, что печатается в данный момент, каким тиражом, какие сложности есть у производственников, с которым мы работаем практически в противофазе. Мы - днем, они - ночью.
Можете нарисовать идеального заказчика?
- Идеальный заказчик - это тот, кто платит деньги и не просит, что бы за них хоть что-то сделали (смеется - Авт.). Но это, конечно, фантазия, таких в природе не существует, а если серьёзно - это партнер. Можно запускать очень сложные проекты, если отношения партнёрские и есть воля вдаваться в детали, искать лучшие решения вместе. Мы ведь не только печатаем и экспедируем издания, еще, например, мы обеспечиваем весьма сложные логистические цепочки для такого популярного вида работ, как "add on"
Что это?
А это например, проект «Комсомольской правды» «Великие художники»: когда вместе с газетой каждый вторник вы можете приобрести альбом какого-то известного художника.
Или диск с музыкой, или семена, или какой-то справочник. У газеты «Аргументы и факты» были подобные проекты с художественной литературой, энциклопедиями. Реализация логистики такого проекта требует большой самоотдачи и от типографии и от издателя.
Или еще один интересный проект, который мы сделали с газетой «Невское время»: ко дню города выпустили газету в формате 3D. Тоже большая совместая работа редакции и нашего производства. Первый раз в России!
А к Новому году печатали на газетной бумаге металлизированными красками. Развиваемся вместе с издателями, что-то придумывают они - мы воплощаем, что-то придумываем мы - издатели берут на вооружение. Главное - эти инновации ведут к деньгам. Запускаем Ориент - несем ещё одну новую технологию на рынок. Технологию с совершенно новой экономикой!